С выходом каждого крупного контентного обновления в World of Warcraft появляется новый рейд. Топовые гильдии тут же начинают гонку прогресса в эпохальном режиме. Обычно эти самые «про» зачищают его максимум за 2-3 недели, у простых же смертных на освоение «эпохи» уходит от 3 до 7 месяцев. Так в чем же разница? В Dota 2 или CS:GO все достаточно просто: профессионалы тренируются днями напролет, тратя невероятное количество времени на оттачивание рефлексов и механических навыков. В WoW все немного иначе.
Рейдовый состав, в отличие от команды в «дотке», состоит не из 5, а сразу из 20 игроков. Координировать и управлять такой сворой — дело нелегкое. К тому же здесь нельзя просто нажать одну кнопку и войти в бой — тут у нас, как-никак, целая MMORPG! А значит каждый персонаж должен быть прокачен на максимальный уровень и полностью укомплектован самой лучшей экипировкой и зельями. Причем времени на подготовку у топовых гильдий обычно уходит в разы больше, чем на само освоение, в этом и состоит разница. Сегодня постараюсь вам рассказать, что такое рейдинг в World of Warcraft, и с чем его едят.
Рейд — это вообще кто?
Для начала разберем, что вообще из себя представляет рейд в WoW. Каждый, кто хоть раз сталкивался с MMORPG, вероятно, знает о рейдовых подземельях. Обычно это локация для n-ого количества человек с различными боссами и ценными наградами. Причем чаще всего в какой-нибудь корейской гриндилке, а-ля Lineage 2, боссы представляют собой просто жирные туши с невероятным уроном. И в «ванильном» WoW дела обстояли так же. Однако с 2004 года рейдинг очень сильно изменился, и на смену толстым неповоротливым существам пришли умные злодеи с широким спектром возможностей для убийства вашего персонажа. Современный босс в WoW обычно имеет от двух до пяти разных фаз, на каждой из которых у него в запасе самые разные козыри. Если вы встанете и просто будете лупить его в лицо, не соблюдая тактику, то через секунд десять ваши трупы, скорее всего, будут висеть у него на пике.
Причем с эволюцией самих боссов менялся также и подход к формату. Например, в Classic рейды были вообще на 40 человек — в те времена вместе с боссом вам бы пришлось к тому же и бороться с лагами. В следующем же обновлении Burning Crusade количество нужных для рейда людей сократили аж до 25, а в Wrath of the Lich King даже предоставили альтернативу в виде дополнительного режима на 10 рейдеров и разделение на Обычный и Героический. С развитием технических возможностей самой Blizzard в дополнении Mists of Pandaria компания представила уникальный самоподстраивающийся режим и целую систему, которая осталась вплоть до современного Shadowlands.
Сейчас любой игрок может выбрать формат рейдинга себе по душе и скиллу: «гибкая» Система поиска рейда, Обычный и Героический или ограниченный на 20 человек Эпохальный. В «гибкой» можно собрать любое количество людей от 10 до 30, игра сама вас посчитает и сплющит уровень здоровья и атаки всей живности в подземелье. В эпохальном же режиме вам, как и раньше, придется заранее подбирать состав, но уже в идеальном, по мнению Blizzard, количестве — двадцати. И компания не просто так это сделала. Сбалансировать зубодробительную механику для постоянно меняющейся группы просто невозможно без разного рода компромиссов, а из-за этого может потеряться «челендж». Представьте, вы трудитесь над чем-то очень интересным, а в итоге хитрецы используют преимущество десяти человек и просто игнорируют способность. Однако самим игрокам такое ограничение сулит дополнительными сложностями, и дальше я разберу почему.
Как собрать «статик» и не лишиться работы
Итак, чтобы освоить эпохальный режим? нам понадобиться «статик» — с воверского жаргона это постоянная группа для прохождения рейда. Найти себе хорошего тиммейта в любой игре — дело времязатратное, а тут таких нужно аж 20! Причем каждый игрок должен быть одет «правильно», в Shadowlands у каждой специализации появились легендарные предметы с уникальными способностями и ковенанты с медиумами.
Очень часто можно попасть в ловушку «высокого айтемлвла». Когда уровень предметов у человека высокий, а вот ковенант не тот, «лега» неправильная, а таланты у медиума выбраны вообще рандомно. В такой ситуации каждый лидер рейда просто обязан знать тонкости каждого класса в игре, а это тонна информации. Конечно, это все можно упростить, глянув самые популярные на специализированных сайтах типа warcraftlogs.com. Но без «собеседований» набирать людей все равно не получится. Да, рейд в WoW это буквально работа, когда лидер будто «нанимает» игроков, а после требует соблюдения всех правил. А их у нас будет немало. Как и в любом коллективе, если вам потребуется сплотиться ради достижения общей цели, то придется соблюдать дисциплину: приходить вовремя, не болтать, когда не надо, или не уходить за чаем без предупреждения.
Но попридержите коней, это еще не все. Сам рейд обязательно должен иметь определенное количество танков (2), хилов (4-5) и дд (Damage Dealer) самых разных классов. К примеру, охотник на демонов дает бонус к урону магией, монах к физическому урону, а у Мага, Воина и Жреца вовсе специализированные бафы на основные характеристики. Собрать состав и при этом получить все преимущества — одна из главных обязанностей рейдлидера.
И вот тут обычно все новые гильдии и разваливаются. Не у каждого найдется столько времени и ресурсов на еще одну работу, да это даже сравнимо с небольшим бизнесом. Именно поэтому проще всего найти уже практически готовый в общем чате. Очень часто в уже испытанных временем коллективах некоторые участники либо перегорают, ведь чтобы играть на приемлемом уровне, надо тратить очень много времени, либо банально уходят строить семью. Тут-то мы и присоединяемся. Но это не значит, что лидеры таких статиков не занимаются упомянутым выше. Каждый ушедший человек — это целая головная боль с «хантингом», как в реальной жизни.
Пора лутать эпиксы
Хорошо, двадцатка самых отъявленных воинов у нас есть. Все, думаете можно идти разваливать кабины? А тактику прочитали? Как я уже говорил, сейчас любой босс — это целый аттракцион механик и способностей, тем более в эпохальном режиме. Ошибка всего лишь одного человека чаще всего приводит к смерти всех, а значит, каждый должен до зубов знать все о деталях боя. К слову, в Замке Нафрия нас ждет целых десять таких боссов.
Рассмотрим, например, самого первого, большую летучую мышь Визгунью. У нее в арсенале две фазы. Сам бой проходит на площадке с четырьмя колоннами, которые играют очень важную роль.
По лору Визгунья слепая и ориентируется на местности эхолокацией. В первой фазе она использует «Отдающийся эхом визг». Босс пускает в направление игроков звуковые кольца, которые отталкиваются от препятствий. Задев такую можно сразу отправиться на тот свет. Рейд стоит на одной стороне колонны, и во время каста способности просто перебегает в другую сторону, в это время в игроков частенько целятся другие летучие мыши, чтобы облить едкой жижей.
Рейдер обязан с этим дебафом убежать как можно дальше, дабы не постелить лужу прямо там, где бегают все остальные. Причем в эпохальном режиме эти колечки невидимые, и именно поэтому нужно просто быстро перебежать с одной стороны на другую, ведь колонна заставит их срикошетить подальше от рейда. Время от времени Визгунья пытается нас найти «Пронзительным визгом». Она начинает кричать, и если в это время между вами и боссом не окажется колонны, то вы услышите ее жуткий крик и оставите под собой неприятную лужу из ушной крови. Через пару минут начинается вторая фаза, где и происходит самая жара. Тут уже Визгунья становится неуязвимой и начинает просто ходить, где захочет, используя все свои прежние способности и убивая любого, кто дотронется до нее. А как увернуться от рикошетящих сразу четырех колонн невидимых звуковых колец? На помощь приходит лампа! Один игрок берет ее и старается подходить к рейду, чтобы обновлять баф на зрение.
Но основной челендж в том, что, если этот человек просто будет стоять со всеми, на рейде накопится дебафф с большим уроном. Поэтому все члены группы бегают вокруг колонны, избегая попадания под колечки и «Пронзительный визг», а сильный и независимый владелец лампы виртуозно «танцует», аккуратно обновляя на всех зрение.
Звучит сложно, но в этом вся прелесть! Соблюдать все механики, наносить в это время урон, не ломая ротацию способностей, и не умирать — вот что такое скилл в World of Warcraft.